30-летие органов социальной защиты в Иркутской области



 

Соцзащита - это сила,

Соцзащита - это мощь,

Всех благами наделила,

В ней поддержку ты найдёшь.

 

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: 30 ЛЕТ ПУТИ

Иркутская область – удивительный край. Богатый и суровый. С неповторимой природой и уникальными людьми. Место ссылок и комсомольских строек. Край науки и просвещения, история которого тесно переплетена с именами декабристов и политических деятелей, иркутских купцов и меценатов. В годы войны − надежный тыл, ставший приютом для сотен тысяч детей, чьи родители защищали страну…

Все это сыграло весьма значимую роль в формировании системы социальной защиты региона.

История социальной службы в Иркутской области сложилась не менее 280 лет назад. Основы социальной работы здесь уходят корнями в далекое прошлое, наполненное множеством примеров благотворительности, присущей иркутянам разных социальных слоев, и, в первую очередь, просвещенному купечеству. Базановы и Сибиряковы, Трапезниковы, Баснины, Пономаревы, Белоголовые… Большинство церквей, школ, училищ и больниц было построено и содержалось в XIX веке на частные пожертвования. За это время социальная защита выросла из отдельных заведений общественного призрения, сиротских и воспитательных домов, богаделен для бедных до государственной комплексной системы, направленной на оказание помощи социально уязвимым группам населения и преодоление бедности в обществе.

Как развивалась отрасль в этот период? Чем жила? Какую роль сыграла в развитии региона? Об этом пойдет речь в статье.

Пожалуй, самую богатую историю в системе социального обслуживания имеет областное государственное образовательное бюджетное учреждение социального обслуживания «Иркутское профессиональное училище-интернат для инвалидов» (ныне Иркутский реабилитационный техникум), как само, так и здание на ул. Володарского № 1, где 17 января 1883 года было открыто Высшее четырехклассное училище, существовавшее до начала Гражданской войны. Сегодня Иркутский реабилитационный техникум – старейшее и единственное учебное специализированное заведение для инвалидов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке − продолжает развиваться, используя в своей деятельности новые методики и технологии.

В послереволюционный период в Иркутской области появляются первые стационарные учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические дома-интернаты. Одно из первых учреждений социальной защиты на территории Иркутской области – Бодайбинский дом-интернат для престарелых и инвалидов − открыло свои двери для пожилых граждан, нуждающихся в поддержке государства в 1923 году. Теперь учреждение включено в состав стационарного отделения областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Бодайбо и Бодайбинского района». Этот Центр − современное учреждение, предоставляющее, в том числе, услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарной форме социального обслуживания, имеющее хорошую материально-техническую базу. Но, пожалуй, самое важное – это 90-летние профессиональные традиции помощи и ухода за пожилыми людьми, в основу которых положены милосердие, бескорыстие, самоотдача и способность к состраданию.

В системе социальной защиты Иркутской области сегодня, помимо вышеозначенного Иркутского реабилитационного техникума, действуют учреждения, отметившие 80- и 90-летние юбилеи. Так, в 1930 году в Иркутске открылся Пуляевский психоневрологический интернат, в 1938 году – Тулюшкинский психоневрологический интернат. Эти учреждения не только имеют свою историю, но и используют в работе огромный накопленный опыт помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам.

В годы Великой Отечественной войны Иркутская область принимала и размещала на своих территориях эвакуированных с запада страны людей и переорганизовывала целые предприятия, заводы. А в послевоенный период местное правление много делало для развития не только народного хозяйства, но и социально-культурной сферы, сети детских учреждений, охраны труда. Вводились пособия матерям и стипендии учащимся. Однако подлинное развитие система социального обслуживания населения Иркутской области получила в последние 30 лет – именно этот период ознаменован становлением социальной работы как профессиональной деятельности. Это был тернистый путь развития сети учреждений социального обслуживания и формирования системы социальной защиты на территории региона, обусловленный вызовами времени и реформенными процессами, охватившими общество.

СПРАВОЧНО: В начале 90-х годов основные направления социальной работы ограничивались оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот.

Тогда же, в начале 90-х, прекратил свое существование СССР, и началась перестройка всех сфер жизни российского общества, в том числе и социальной. Отдел социального обеспечения Иркутского облисполкома был реорганизован постановлением главы администрации Иркутской области от 17.01.1992 г. № 41 «О положении и структуре управления социальной защиты населения администрации области» в управление социальной защиты населения администрации области, которое, претерпев ряд изменений, в 2008 году переименовано в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Девяностые годы. В регионе, как и во всей стране, – сложная экономическая обстановка. Улицы городов Иркутской области наполнили беспризорники и лица без определенного места жительства. Большое количество молодежи уезжает из Иркутской области в поисках работы. И тогда начинает активно развиваться сеть социозащитных учреждений. Это комплексные центры социального обслуживания, основной задачей которых стало предоставление срочной социальной помощи и социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также сеть детских социальных учреждений – приютов, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. В тот период рост сети учреждений социального обслуживания был значительным. За год в различных муниципальных образованиях Иркутской области открывалось до 10 учреждений. Первые комплексные центры социального обслуживания населения открылись в 1988 году в городах Нижнеудинске и Ангарске, а в 1999 году их действовало 13 в самых разных уголках области. В 1992 году были открыты первые приюты в Усть-Илимске, Железногорске, Братске, в 1994 году их стало 11. На 1 января я 1997 года детских социальных учреждений в области насчитывалось 40, а в 2001 году в Иркутской области работали 56 детских социальных учреждений. Действующая в то время сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей позволяла оказывать экстренную помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, в первую очередь безнадзорным и беспризорным. В этот период деятельность главного управления социальной защиты населения была сосредоточена в основном на вопросах выработки дополнительных мер поддержки семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства, в том числе детей-инвалидов.

В 2005 году работа главного управления социальной защиты населения Иркутской области проводилась в условиях реформирования социальной защиты населения в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ. К 2005 году в сети учреждений региона насчитывалось 115 учреждений, 91 из которых находилось в управлении органов местного самоуправления, а 23 – в ведении главного управления социальной защиты населения. Главное управление проводило тогда работу по обеспечению безвозмездной передачи муниципальных учреждений социальной защиты в областную собственность: в соответствии с распоряжением администрации Иркутской области от 10 ноября 2005 года № 329-ра были подготовлены и утверждены уставы на 91 принимаемое учреждение.

В 2006 году в целях повышения эффективности управления областными государственными учреждениями подготовлены распоряжения по оптимизации сети учреждений. В результате реорганизации из 115 учреждений осталось 78 учреждений социального обслуживания, и все они перешли в ведение главного управления социальной защиты. Это позволило на территории Иркутской области в 2006 году сформировать единую региональную систему социальной защиты населения, отвечающую потребностям современного общества, реализующую функции социального развития и создающую доступные механизмы социального обслуживания для всех категорий населения.

За каждым приведенным выше примером стоит работа огромного количества специалистов, руководителей системы социального обслуживания населения. Это были поистине коллективы новаторов, заинтересованных в результатах своего труда. Социальная помощь как профессиональная деятельность в этот период, безусловно, имела свои особенности: в отрасль пришли работать специалисты учреждений образования, здравоохранения, сотрудники промышленных предприятий. Но совершенно точно − среди них не было равнодушных людей. Иначе как объяснить, что специалисты разных сфер деятельности, не имеющих в своей основе социального образования, без какой-либо научно-методической поддержки смогли создать и накопить уникальный опыт социальной помощи жителям региона. Опыт, который и сегодня можно назвать передовым. Пример тому − развитие сети учреждений для детей-инвалидов в Иркутской области.

Начало формирования сети таких учреждений было положено в 90-е годы XX века. Именно в это время в регионе активно начинают открываться реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями.

История многих из этих учреждений уникальна. Так, например, история Реабилитационного центра «Берегиня» города Ангарска началась с контракта с английской фирмой «Хью Стипер» на поставку реабилитационного оборудования и обучения специалистов работе на этом оборудовании. Четыре раза в год специалисты английской фирмы под руководством врача Линды Мери Хеминг проводили осмотр контрольной группы детей-инвалидов и обучение специалистов Центра. Все, кто общался с Линдой, отмечали ее высочайший профессионализм и одновременно простоту, душевность в общении. Линда умело вселяла надежду в сердца родителей. Именно она показала специалистам Центра, что к ребенку с ДЦП необходимо относиться с уважением и верой на исцеление, а в самом безнадежном, казалось бы, случае учила искать потенциал для развития ребенка. Важно, что тот опыт до сих пор сохраняется в практике работы специалистов этого учреждения, теперь − реабилитационного отделения в структуре Комплексного центра социального обслуживания населения «Веста». Примером инновационной деятельности сегодня являются и два реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями в г. Иркутске и п. Самара Зиминского района. Это уникальные, постоянно развивающиеся учреждения, имеющие свои методики реабилитации.

Сеть учреждений для детей-инвалидов в регионе постоянно изменялась. Вот данные из официального отчета Губернатору Иркутской области за 2005 год: «Профилактика детской инвалидности, улучшение положения детей-инвалидов в Иркутской области, создание условий для их равных возможностей и интеграции в среду здоровых людей вызывают необходимость активизации работы специальных учреждений для детей-инвалидов и в первую очередь реабилитационных центров. Комплексная реабилитация детей-инвалидов в Иркутской области осуществляется в восьми реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями: в двух областных и шести муниципальных центрах. Областные и муниципальные реабилитационные центры включают в себя как стационарную, так и дневную формы обслуживания. В 2004 году реабилитацию прошли 2 122 ребенка-инвалида, в 2005 году – 2 382».

А вот данные на сегодняшний день: в предоставлении социальных услуг семьям с детьми-инвалидами участвуют 2 реабилитационных центра, 32 комплексных центра социального обслуживания, 4 детских дома-интерната, 15 учреждений помощи семье и детям. Форматы деятельности учреждений различаются в зависимости от потребности населения.

Активно развиваются различные формы и методы работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Так, в 2020 году, по данным из отчета министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на заседании расширенной коллегии министерства, для социального сопровождения семей с детьми-инвалидами в регионе функционируют 32 консультационных пункта, 26 пунктов проката технических средств реабилитации (ТСР), 40 мобильных служб, 8 служб ранней помощи, 3 родительские приемные, 4 ресурсных службы для родителей детей с ментальными нарушениями, 37 клубов для родителей. Все эти цифры говорят о продолжающихся процессах становления и развития сети учреждений социального обслуживания для различных категорий жителей региона, нуждающихся в помощи и поддержке государства.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установил новые правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, кроме того, законом были созданы условия для формирования в каждом субъекте Российской Федерации собственной, отвечающей нуждам региона системы социального обслуживания.

Новый закон дал посыл к развитию инновационных процессов в социальной сфере с учетом региональной специфики. Иркутская область является достаточно сложным с точки зрения социально-демографической ситуации регионом для организации социальной помощи населению.

СПРАВОЧНО: Общая численность населения на начало 2020 года – свыше 2 миллионов 390 тысяч человек, в том числе:

• детей до 18 лет – около 525 тысяч человек (21,9%);

• в трудоспособном возрасте – 1,335 млн человек (55,8%);

• граждан пожилого возраста – свыше 531 тысячи человек (22,2%).

Современная демографическая ситуация в Иркутской области, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется увеличением доли граждан пожилого возраста. Почти 10% населения – инвалиды, численность которых в Иркутской области составляет 221 534 человека, из них детей-инвалидов – 12 784 человека. Площадь Иркутской области составляет 774,8 тыс. кв. км. На ней расположены 42 муниципальных образования, в том числе 33 сельских района, включающих 1 467 населенных пунктов (из них более 400 находятся на расстоянии свыше 50 км от районных центров).

В сельской местности проживает около 20% населения (почти 500 тысяч человек). При этом география расположения учреждений социального обслуживания свидетельствует о том, что основная часть из них располагается в южной и центральной части региона. В таких условиях у значительной части населения отсутствовала возможность получения своевременной социальной помощи. Поэтому последние десять лет деятельность министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области была направлена именно на обеспечение доступности услуг для населения региона.

Реализацию государственной социальной политики, государственных социальных программ, обеспечение мер социальной поддержки граждан сегодня осуществляет министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Основными направлениями деятельности этой структуры являются выработка и реализация областной государственной политики в сфере социального развития, опеки и попечительства; социальная поддержка населения; социальное обслуживание населения; социальная защита отдельных категорий граждан; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление деятельности по опеке и попечительству.

Система социального обслуживания населения призвана обеспечить реализацию мер, способствующих компенсации, ослаблению и устранению факторов и предпосылок, негативно влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и граждан, социальной адаптации и интеграции граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством, предоставляются ежегодно более чем 600 тысячам жителей области.

Весь объем работы по предоставлению мер социальной поддержки, а также в сфере опеки и попечительства, реализуется через динамично развивающуюся сеть подведомственных учреждений:

• 35 областных государственных казенных учреждений «Управление социальной защиты населения», осуществляющих функции органов социальной защиты населения;

• 7 межрайонных управлений по опеке и попечительству; • 88 областных государственных учреждений социального обслуживания, в том числе: 24 стационарных учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей-инвалидов; 33 комплексных центра социального обслуживания населения; 2 учреждения, предоставляющие образовательные услуги и 29 учреждений помощи семье и детям.

В настоящее время на территории Иркутской области предоставляются 123 меры социальной поддержки ста категориям получателей социальных услуг. Различными мерами социальной поддержки пользуются 746 тысяч человек. Это граждане пожилого возраста и инвалиды, дети-инвалиды, малоимущие граждане, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица без определенного места жительства и иные категории граждан.

Созданная организационная структура системы социального обслуживания в Иркутской области позволяет оперативно решать различные социальные задачи, а также повышает ответственность министерства за предоставление социальных услуг населению, их качество, за наиболее эффективное расходование бюджетных средств.

Характерной чертой современного этапа становления социальной работы в Иркутской области становится развитие в социальной отрасли инновационных процессов. Пожалуй, отправной точкой этого стал в Иркутской области региональный проект внедрения технологии доступной социальной помощи – технологии специально разработанной для жителей самых отдаленных населенных пунктов.

Сегодня в социальной помощи и поддержке нуждаются жители более 400 отдаленных поселений. Введение в социальное обслуживание в таких поселках участкового специалиста по социальной работе в значительной степени позволило решить вопросы доступности социальной помощи для жителей всего региона. Ведь такой участковый специалист сочетает в своей работе деятельность специалистов учреждений социального обслуживания и учреждений социальной защиты и может предоставить самые разнообразные виды помощи (от восстановления документов до сбора и доставки пакета документов для назначения и выплаты мер социальной поддержки) всем категориям населения.

Внедрение этой технологии не только оправдало себя, но и продемонстрировало свою эффективность при работе на отдаленных территориях в режиме чрезвычайных ситуаций в регионе. Так, во время пожара в поселке Бубновка, в результате которого были уничтожены почти все жилые дома, имущество и документы граждан, именно собранная участковым специалистом в отношении жителей поселка информация позволила не только в кратчайшие сроки восстановить документы, но и оказать адресно срочную помощь, а затем и решить вопросы обеспечения жителей поселка жилищными сертификатами.

СПРАВОЧНО: 59 жилых домов сгорели в поселке Бубновка Киренского района Иркутской области 28 апреля 2017 года.

Тогда никто из руководителей министерства и работников системы социальной защиты не мог и предполагать, что пожары 2017-2018 годов станут своеобразной репетицией деятельности социальных служб в режиме ЧС, репетицией к страшным событиям лета 2019 года – к наводнению, которое уже позже назовут самой крупной природной катастрофой России за последние 100 лет. Первая волна наводнения пришлась на 25-30 июня 2019 года, вторая − на 27-31 июля. Вода отступила только 4 августа. Это была большая работа каждого специалиста всей отрасли социальной защиты Иркутской области!

СПРАВОЧНО: Специалистами социальной защиты населения Иркутской области предоставлена вся законодательно полагающаяся помощь: более 47 тысяч граждан получили единовременную материальную помощь, около 24 тысяч граждан − финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости. Единовременное пособие выплачено 19 семьям погибших (умерших) в результате ЧС граждан. Единовременное пособие выплачено 308 гражданам, получившим вред здоровью. В результате ЧС признано пострадавшими и подлежащими сносу 7 810 жилых помещений. Специалистами социальной защиты принято – 7 771 заявление на социальную выплату, оформлено – 7 669 свидетельств (22 020 чел.), произведена оплата – 7 666 (22 012 чел.) этих свидетельств на общую сумму – 22 973,23 млн рублей. Оказаны меры социальной поддержки, предусмотренные на уровне региона: денежную компенсацию расходов по найму (поднайму) жилых помещений получили более 1,5 тысяч человек, 83 многодетные семьи, воспитывающие пятерых и более детей, обеспечены единовременной денежной выплатой в размере 1 000 000 рублей. 286 семьям, воспитывающим детей-инвалидов, предоставлена выплата в размере 10 000 рублей. На отдых и оздоровление были направлены 5 488 детей из пострадавших территорий, все дети оздоровлены. 309 матерей и 414 детей оздоровлены по путевкам «Мать и дитя».

Всего с момента возникновения чрезвычайной ситуации собрано и направлено пострадавшему населению 223,9 тонн продуктов питания, 208,4 тыс. литров питьевой воды, 191,7 тонн одежды, обуви и постельных принадлежностей, 71,6 тонн средств гигиены, 20,3 тонн бытовых принадлежностей. Эта забота легла на плечи специалистов учреждений социального обслуживания населения.

Конечно, деятельность министерства не ограничивалась работой в режиме ЧС. Инновационная деятельность развивалась в отношении всех уязвимых групп населения. В рамках инновационных проектов была апробирована и получила распространение в регионе модель сопровождения семей, имеющих в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, которая предполагает использование новых форм сопровождения семей данной категории, формирование механизмов межведомственного и комплексного взаимодействия при оказании помощи людям с инвалидностью, создание условий для социально ориентированных некоммерческих организаций по предоставлению социальных услуг семьям, имеющим в своем составе инвалидов. Инициатива, начало которой было положено в 2016 году, была продолжена в рамках внедрения системы долговременного ухода. Базовой идеей формирования системы долговременного ухода стало определение комплексных центров социального обслуживания населения, между которыми распределены все районы области, организациями − операторами социального сопровождения и наделение их следующими функциями: выявления и признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и разработки индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ), разработки перечня мероприятий индивидуальной программы реабилитации/ абилитации (ИПРА) для людей с инвалидностью, социального сопровождения получателей социальных услуг, в том числе предоставления услуг ухода.

Как показала практика работы, это было не только оправданное, но и целесообразное решение. Наделение комплексных центров функциями организаций-операторов послужило толчком к быстрому и эффективному развитию учреждений. А это крайне важно в связи с огромной неравномерностью развития муниципальных образований. Например, то, что актуально для жителей городов Иркутска, Ангарска, Братска, не так актуально для жителей отдаленных северных территорий. Население этих территорий проживает в небольших сельских поселениях, часто находящихся на значительном расстоянии не только от регионального, но и от районного центров. Соответственно и услуги, и сервисы для населения разных территорий должны быть различными, отвечающими реальным потребностям жителей. Сегодня комплексные центры реализуют различные программы и социальные практики работы с гражданами, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья, членами их семей, с населением на территории обслуживания, а также внедряют новые формы работы и социальные технологии. Клубная деятельность, школы ухода, школы активного долголетия, развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), сопровождаемое проживание стали активно развиваться на территории региона. Этому способствовало и совершенствование нормативно-правовой базы.

В 2018 году впервые были расширены практики социального обслуживания на дому благодаря внедрению пяти стандартов социального обслуживания. С этого периода социальные услуги на дому в регионе стали получать не только граждане пожилого возраста и инвалиды, но и дети-инвалиды с ТМНР, родители, воспитывающие таких детей, и люди с ментальными нарушениями.

Отдельного внимания заслуживает развитие в регионе технологии сопровождаемого проживания. Уже сегодня более 90 людей с ментальными нарушениями получают услуги не в условиях ПНИ, а на дому. И это не только экономия бюджетных средств. Это реализация права граждан получать социальные услуги по месту жительства. Особенно актуальной стала эта технология для тех людей с ментальными нарушениями, которые прожили всю свою жизнь в семье, в окружении близких и родных людей и прекрасно адаптированы к месту своего проживания. Раньше, до внедрения данной технологии работы, все они после смерти ухаживающих родственников направлялись в психоневрологические интернаты, а сегодня продолжают жить дома при поддержке социальных служб.

Жизнеспособность выстроенной системы социальной поддержки жителей региона в очередной раз доказал 2020 год, когда в условиях пандемии COVID-19 специалисты социальной защиты и социального обслуживания, как и медицинские работники, оказались на передовой. Социальные работники, не снижая высокого уровня обслуживания на дому, взяли на себя и обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты граждан Иркутской области. Работники стационарных учреждений социального обслуживания, работая посменным вахтовым методом в условиях изоляции, продолжали выполнение своих обязанностей. Специалисты управлений социальной защиты населения, несмотря на сложнейшие условия работы, своевременно обеспечили новыми мерами социальной поддержки население области, численность льготополучателей увеличилась в сравнении с 2019 годом на 134 тысячи человек.

Отрасль социальной защиты населения в Иркутской области, имея комплексный характер и охватывая многообразные виды социальных услуг, адресованных гражданам для удовлетворения их потребностей, обусловленных ситуацией, которую они не могут преодолеть самостоятельно, сохраняя исторически сложившиеся традиции и реализуя инновационный потенциал, постоянно развивается и осуществляет направленную политику милосердия в Иркутской области. Главное для социального развития здесь − это работа во благо граждан. А за любой работой стоят люди. В трудные 90-е годы они были у истоков формирования системы социальной защиты населения региона, многие и сегодня остаются верными «солдатами» своей отрасли. И преемственность в работе, перенятие лучших ее традиций, обширного многолетнего опыта также являются залогом стабильного развития социальной сферы региона.


пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Карта сайта
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.